Люблю советские автомобили. Водительских прав у меня нет (но планирую в ближайшем будущем это исправить), водить дальше второй передачи не умею (причем только на мамином Suzuki Swift) и, разумеется, опыта езды на «классике» у меня нет. Потому любовь чисто платоническая.
Недавно я задумался о причинах такого моего отношения к «Волгам», «Жигам» и прочим «УАЗикам». Пришел к выводам, что истоки нужно искать в прошлом. Как вы наверняка читали в моем посте «Верни мне мой дветысячиникакой» (а если не читали, то обязательно прочитайте. Слышите меня? Обязательно!), каждое лето до 2002 года включительно я проводил на своей родине – в станице Елизаветинской Краснодарского края.
В Краснодаре в девяностые-нулевые практически все ездили на отечественных автомобилях. К примеру, у одних соседей была небесно-голубая «Нива», у других – белая «Восьмёрка». Еще у одних соседей была то ли «пятерка», толи «шестерка», уже точно не упомню.
Машины у нас в семье никогда не было, потому мое внимание было сконцентрировано на тачках соседей. Я любил заглядывать через окно в салон «Нивы», когда играл с соседскими детьми во дворе их дома. Салон авто был красивым, с изящными деревянными элементами, множеством разных рычагов и кнопок, среди которых выделялась кнопка «аварийки»: глубокого красного цвета, прозрачная как карамелька, с тонкими насечками по ребру. Я тогда не знал, для чего эта кнопка, но, судя по её красоте, красному цвету и двум строгим треугольникам, для чего-то очень важного.
В начале «нулевых» соседи с «Нивой» открыли небольшой частный бизнес по деревообработке и купили для перевозки «горбыля» и готовых изделий (в основном шканта и настенного паркета) самосвал на базе ГАЗ-66. Для меня тогда этот автомобиль выглядел просто громадным. Помню, как удивляла кабина данного монстра: суровые военные рычаги и кнопки, а также двигатель, который располагался прямо в кабине: достаточно было снять кожух между водительским и пассажирским сиденьями – и перед нами представал мотор. При долгой езде от него, наверное, раскалялся весь салон.
Однажды мы с соседскими детьми даже катались в кузове самосвала: мы стояли в передней части (которая при опрокидывании поднимается на несколько метров вверх) и держались за борта, когда кузов подняли почти вертикально. Было весело и совсем не страшно – я тогда не верил в то, что могу откуда-нибудь упасть, что-нибудь себе сломать или даже умереть.
У мужа бабушкиной сестры до сих пор есть 412-ый «Москвич» с фарами оранжевого цвета. Хозяин машины до выхода на пенсию работал водителем в Магаданском аэропорту. Возможно, там он дружил с инженерами, производившими техобслуживание и ремонт самолетов. Ибо каким-то образом он смог добыть себе часы из кабины самолета, которые установил на приборную панель своего «Москвича».
Примечательной была надпись «Время полёта» этих часах. Также в этом 412-ом был двигатель, поднимавший антенну магнитолы. Двигатель этот располагался со стороны переднего пассажира в проеме для ног. В силу своих больших размеров он немного мешал пассажиру, но зато при включении издавал громкое «ВЖ-Ж-Ж-Ж-Ж!» и с грохотом поднимал или опускал антенну.
У маминого крёстного отца была ярко-зелёная «копейка». Насколько я помню, машина была очень даже на ходу: крёстный даже возил нас на ней на Азовское море. Посмотрел сейчас по Google.Maps – от Елизаветинской до побережья Азова около 130 км. Совсем немного, но тогда, в 2002-ом дорога туда казалась мне очень длинной и скучной (в отличие от самого отдыха на море). От Елизаветинской до побережья Черного моря чуть больше – 150 км – но это все равно мелочи. Представьте: всего пару часов езды на машине – и вы уже у моря, причём настоящего моря, а не Минского или меловых карьеров. По-моему, это круто. Круче только жить на самом побережье.
И немного не про автомобили. В Краснодаре часто встречались грузовые мотоциклы. Вернее, я тогда считал их мотоциклами, но Гугл любезно подсказал, что это были грузовые мотороллеры «Муравей» (есть, правда, еще грузовая модификация мотоцикла ИЖ, но таких я в Краснодаре точно не видел).
Так вот, такой мотороллер с кузовом был в списке желаний любого мальчишки из станицы. Судите сами: на нём можно ездить, причем очень быстро, можно посадить полный кузов друзей и возить их, а можно было и самому кататься в кузове, подставив лицо горячему кубанскому ветру. В общем, крутейшая штука.
_____________
Поковырявшись в памяти, я пришел к следующему выводу. Похоже, что советские автомобили мне нравятся потому, что с ними связано несколько приятных воспоминаний. Вообще хорошо, когда такие воспоминания есть. Вот и все, что я хотел сказать на эту тему. Спасибо, что прочитали!
Слишком много стали ругать советский автопром, так что немного приятного позитива не помешает))детские воспоминания самые сильные
да, стараемся понемногу вносить позитив)
на самом деле у Нивы и правда были модели с интерьером “под дерево”. память тебе не изменяет)
о, круто, спасибо что сказал) попробую фотки найти