Вот и прошел год с того момента, как я купил первый в своей жизни автомобиль. В этом посте я поделюсь некоторой статистикой использования машины: опытом эксплуатации, поломками, расходами на ремонт. Мой Renault Megane Classic я приобрел в начале сентября 2018 года, а водительские права получил в конце октября. Поэтому, хоть и описываемый период длится примерно 14 месяцев, фактически к настоящему моменту я ездил на этой машине слегка больше года.
Итак, поехали!
Сентябрь 2018. Покупка 21-летнего автомобиля
Все лето 2018 года я был в поисках автомобиля. Так как мой бюджет был стеснен ($1000-1500), выбирать особо было не из чего. Большинство предложений за такую сумму представляли собой почти трупы, в ремонт которых со старта надо было вкинуть 1-2 стоимости просто для того, чтобы хоть как-то ездить. Еще часть объявлений подавали какие-то полусонные белорусы с мертвыми голосами, которых надо было ловить по всей Минской области, чтобы они соизволили показать свой авто потенциальному покупателю. И только небольшой процент машин в объявлениях – стоящие экземпляры за адекватные деньги, которые, к сожалению, улетали за неделю-две после публикации. Чтобы немного упростить поиск, друг-программист даже написал для меня небольшое веб-приложение. Оно парсило на отдельную страницу объявления по определенным критериям:
- цена (от 1000 до 2000),
- местонахождение (Минск и область),
- количество фотографий (не менее 5, чтобы отсеять продаванов, которые сделали два кадра своей телеги ночью зимой в прыжке, держа камеру ягодицами),
- отсутствие некоторых марок (к примеру, BWM и Mercedes, которые за эти суммы устроили разве что Максима Галкина любителей по вечерам браться за старое).
Стало чуть легче – чтобы посмотреть новые объявления, нужно было всего лишь пару раз в день перейти по ссылке и посмотреть одну-две странички свежих публикаций. Проблемы были на следующем этапе – живом осмотре транспорта. Так как на тот момент в автомобилях я практически не разбирался (впрочем, как и сейчас), помощь в осмотре я просил у своего дяди, опытного водителя и владельца СТО. Пока договоришься с владельцем о времени осмотра авто и с дядей о возможности его приезда – машина уже уходит новому хозяину, который приехал на осмотр сразу с деньгами.
В таком броуновском движении прошло лето. И тут по счастливой случайности знакомый знакомого в Борисове раздумывал над продажей своей машины, чтобы взять семейный минивэн. По его словам, авто было в хорошем состоянии для своих лет (что, в принципе, оказалось правдой). Я понимал, что у меня два варианта: либо продолжать каждый день серфить объявления и уговаривать продавцов показать мне свои пожилые повозки, либо взять данный автомобиль. Заниматься рукоблудием мне надоело, поэтому я выбрал вариант номер два.
Что я приобрел? Renault Megane Classic (Mégane I):
- 1997 год выпуска,
- 1.6 бензин, 90 л.с., 5-ти ступенчатая механика,
- кузов – седан, цвет – зеленый металлик,
- побег на момент покупки – 259 170 километров (знакомые «автоэксперты» говорят, что скручен, но я стараюсь не мыслить негативно).
Приобретен в сентябре 2018 года за $1600. Помимо платы за сам автомобиль пришлось еще отстегнуть любимому государству в сумме 60 рублей за регистрацию автомобиля и договор купли-продажи (платили пополам с предыдущим владельцем). Также я сразу оформил обязательную страховку на год (70 рублей). И вот я стал гордым автовладельцем!
Осень 2018 года. Тюнинг
Как настоящий ветеран игр серии Need for Speed, я сразу занялся крутым тюнингом своего автомобиля. В лучших кастом-ателье Беларуси я выполнял следующие операции:
- Магнитола – самая первая и самая важная покупка. Будучи ценителем хорошего звука, я отправился в ныне почившую «Корону Техно», где приобрел самую дешевую автомагнитолу из тех, что были в наличии, и собственноручно установил её вечером с отцом в гараже под пиво. Цена – 96 рублей.
- Зимняя резина – предыдущий владелец был не из тех, кто любит переплачивать, поэтому на колесах стояла потертая всесезонная резина. Я решил, что это непорядок, и заказал четыре зимних колеса «Белшины» (кстати, неплохая резина – это подтверждают как отзывы и тесты в интернете, так и мой опыт). Цена – 307 рублей.
- Тормоза – как только я более-менее понял, с какой стороны нужно садиться в автомобиль, я поехал на улицу Горовца,5 на СТО к моему дяде на диагностику. Он сказал, что ездить на данной повозке можно, но в тормоза лучше вложиться, если я хочу прожить еще немного. Чтобы не расстраивать дядю, я изобразил заинтересованность в жизни, и поэтому согласился на ремонт. Запчасти и работа по замене тормозов «в круг» (колодки, диски, барабаны, ролики и прочее) обошлись мне в 407 рублей.
- Замена масла – и завершить операции по тюнингу автомобиля я решил заменой масла и масляного фильтра. Цена – 55 рублей.
Декабрь 2018 – первые поломки
В начале зимы машина иногда начинала дергаться и терять мощность на ходу (троить). На СТО у дядьки мы поменяли провода зажигания (один из которых развалился прямо в руках) и свечи, а затем и датчик холостого хода. Обошлось это в 100 рублей. Проблема никуда не ушла. Затем мне посоветовали проверить катушки зажигания. Их в машине две, по одной на две свечи зажигания. Во время «троения» двигателя необходимо было снять контакт с одной катушки и посмотреть на эффект – если машина заглохла, значит с этой катушкой все в порядке. Контакт возвращается на место, двигатель заводится снова и операция повторяется. Если же при снятии контакта с катушки ничего не происходит – виной тому она.
Я провернул эту операцию, определил поломанную катушку, заказал новую и заменил. Работа оказалось простой, осложняли ситуацию только темнота, идущий снег, -10 градусов на улице и целых три типично славянских советчика, которые за те пятнадцать минут, что я менял катушку, появились поочередно во дворе и начали давать мне ценные советы по ремонту. Люблю наших людей. Катушка зажигания обошлась мне в 50 рублей, ремонт обошелся в замерзшие пальцы, но принес и чувство гордости.
Март 2019 года. ДТП
В марте 2019 года мы с моим коллегой Пашей в шестом часу вечера выезжали с загруженной парковки у офиса Qulix Systems. В планах было докинуть Пашу до его автомобиля (который стоял в паре километров отсюда), вернуться на офис, забрать наших коллег и на двух тачках поехать на корпоративную «Мозгобойню». Мой Рено оказался заблокирован «каблучком» Volkswagen Caddy, я позвонил владельцу, он вышел и отодвинул автомобиль на пару метров назад, чтобы я мог выехать, а он тут же занял бы мое место. Он стал таким образом, что ограничил мне обзорность справа. Я начал медленно выезжать и в этот момент Chevrolet Volt, летевший на приличной скорости в узком проезде между автомобилями, смачно влетел в правое крыло моей машины.
Помню свою первую мысль после столкновения: «Секунда удара – и вот уже ГАИ, штраф, поиск запчастей и ремонт автомобиля. Шикарно». Паша, ударивший ногу обо что-то в салоне, поковылял пешком к своему автомобилю, а мы с гонщиком остались ждать ГАИ.
Итог:
- 25 рублей штрафа за ДТП (виноват я, так как должен был уступить дорогу)*,
- 88 рублей – правое крыло на разборке (повезло в ту же неделю купить крыло такого же цвета),
- 20 рублей – правый поворотник,
- 60 рублей – работы по ремонту автомобиля (знакомый в Борисове за полдня все сделал и заодно еще пару мелких неисправностей установил).
* Небольшой совет от инспекторов ГАИ, которые оформляли мою аварию: если какой-то автомобиль ограничил вам обзорность, неправильно припарковавшись, то сфотографируйте его прежде, чем отъезжать – в случае ДТП будет хоть какое-то доказательство в вашу защиту.
Май 2019 года. Топливный насос has left the building
В начале мая я заправил бак автомобиля до щелчка пистолета. Видимо, это и стало финальным ударом для бензонасоса, который 22 года исправно подавал топливо в мощнейший мотор моей французской лошадки. Еще пару раз машина с чиханием завелась, а потом стала мертвым грузом на парковке «Короны». Вызвал эвакуатор и завез автомобиль к дяде на СТО. Итого: 210 рублей за новый насос и 50 рублей за эвакуатор. Зато новый бошевский насос при включении напряжения не гудит, как старый (видимо, это было симптомом скорой смерти).
Август-октябрь 2019 года. Баллада о стартере
В один прекрасный августовский вечер я оставил машину на парковке Макдональдса, чтобы прикупить себе ужин, и обратно уезжал уже с помощью друга, который приехал на своей Шкоде и дернул на тросе Рено. Дядькино СТО, диагностика – стартеру необходима замена щетки. Все это обошлось в 80 рублей с учетом работы. Но через пару недель проблема вернулась. Хорошо, что к этому моменту я уже научился заводить машину с толкача.
Поехал к дядькиному знакомому, который занимался стартерами. Он посмотрел стартер и сказал, что необходимо его снять и обслужить (поменять кое-какие расходники во внутренностях). В процессе осмотра он нанёс прицельный удар молоком по стартеру, который вернул ему работоспособность. По итогу мы сошлись на том, что я буду ездить, пока машина снова не перестанет заводиться, и потом уже займусь ремонтом. На всякий случай он показал мне, в какое место стартера бить, чтобы на время вернуть его к жизни. Целебный удар обеспечил еще почти два с половиной месяца беспроблемной езды.
В первой половине октября поворот ключа в замке зажигания снова переставал давать какой-либо эффект. Уже наученный, я достал из багажника красную монтировку (как у Гордона Фримана в Half-Life), прицельным ударом вернул стартер к жизни и поехал к дядьке. Второй ремонт обошелся в 90 рублей.
Сентябрь 2019. Ремонт глушителя
В один из моих визитов на СТО дядька сообщил мне, что пора бы заменить среднюю часть глушителя, которая прогнила до дыр. Я решил немного еще поездить, но постепенно появился запах выхлопа в салоне, да и лязг глушителя стал бесить. Покупка средней трубы глушителя с гофрой и двумя хомутами обошлась в 85 рублей, еще 30 рублей я отдал за работу.
Итоги в цифрах
Согласно приложению «Топливомер», на данный момент вся затея с автомобилем обошлась мне примерно в $4300. Из них:
- Покупка машины – $1600
- Топливо – $1400
- Расходы – $1300
Обращаю внимание, что в графу «Расходы» входят все траты на авто: запчасти, ремонт, замена масла и фильтров, зимняя резина, штрафы, страховки (я даже поначалу расходы на мойку включал, но потом забил). Если посчитать только сами ремонты, то получается сумма около 650 долларов. С учетом того, что я проехал за год на машине почти 20 тысяч километров, считаю такие расходы вполне приемлемыми. Если учесть только стоимость топлива, то 1 километр пробега обошелся мне в 14 копеек. Если же добавить к этой цифре стоимость машины и расходы, то итоговая стоимость километра получается равной 42 копейкам, что примерно столько же, сколько тариф в дешевых такси Минска (нашел статистику за весну 2018 года от журнала OfficeLife, где самый дешевый тариф был у UberX – 37 коп/км, а самый дорогой у «Баварии» – 95 коп/км). Сразу же отвечу на вероятную реплику ценнейших советчиков из интернета «Мог бы на такси ездить за эти деньги с комфортом, а не ковыряться в своем корче». Ну давай разберем по частям тобою написанное. Нет, не мог бы, и вот почему:
- В случае такси надо еще считать стоимость посадки (абонирования), которая за одну поездку составляет от 2,5 до 6 рублей. Понятно, что она входит в стоимость поездки, но поэтому поездка не может быть дешевле стоимости посадки. А у меня есть и короткие поездки – на работу, в магазин и т.д, которые на такси обошлись бы дороже.
- Коэффициенты – в часы пик стоимость поездки в том же Яндекс.Такси вырастает в разы.
- У меня бывают частые поездки по маршруту Борисов-Минск, на которые такси я бы точно не стал брать, не будь у меня машины. Это, к слову, была одна из причин приобретения авто – зачастую я еду с определенным количеством вещей, которые надоело таскать по тесным маршруткам или трястись с ними по полтора часа в электричках.
- Часть этого пробега составляли просто тренировочные покатушки – чтобы развить навыки вождения, я первые несколько месяцев после получения прав катался по 30-50 км каждый вечер. Тут такси, по понятными причинам, не поможет.
- И, вообще, иди в жопу, мои деньги, и я трачу их, как хочу.
Согласно уже упомянутому приложению, расход бензина составляет 8,6 литра на «сотню» в смешанном режиме (посчитать отдельный расход по трассе и по городу не представляется возможным, так как в машине моего года выпуска еще нет бортового компьютера – он появился только после «фэйслифтинга» модели в 1999 году). Информация в интернете разнится, но в среднем для моего двигателя указан смешанный расход в 7,2-7,5 литров. Понятно, что за два десятка лет двигатель стал более прожорливым, да и я люблю иногда устроить драг-рейсинг со светофора, чтобы легко обгонять различные лоховозки вроде Audi, BMW, Lexus, Porsche и т.д. (в тех случаях, когда они со мной не соревнуются, разумеется).
Бензин я заливаю почти всегда 95-ый: опытным путем проверил, что для города 92-ой менее комфортен, машина теряет и без того немногочисленные «лошади», поэтому со светофора и в горку приходится интенсивнее подгазовывать. 92-ой заливаю только в случаях, когда впереди длинная поездка по трассе – к примеру, в апреле мы с бабушкой ездили на День рождения к двоюродному дедушке в Дрогичин: за день по маршруту Борисов-Дрогичин-Борисов-Минск я намотал около 900 км трассового пробега, на котором разницы между 92 и 95-ым бензинами нет.
Заключение
«Когда у европейца есть 10 000 евро, он покупает автомобиль за 7 000, а остальное откладывает на ремонт. Когда у русского есть 10 000 евро, он берет в долг еще 2 000, покупает автомобиль за 12 000 и потом думает, где взять деньги на ремонт».
© Народное.
За год автомобилизма я понял, почему на рынке продается так мало достойных автомобилей в категории до 2000 долларов. Дело в том, что на хороший ремонт (а не на подкрутку проволокой и затяжку хомутиками) могут уходить суммы, равные чуть ли не стоимости самой машины. Поэтому люди либо нормально вкладываются, делают для себя и продолжают эксплуатацию (или отдают/продают родственникам/друзьям), либо забивают на ремонт и стараются побыстрее слить свою бричку.
Смысла продавать мой Renault Megane Classic я сейчас не вижу – вложенные в ремонт деньги продажей все равно не отобъю. Знаю уже, что в машине было поменяно, что может сломаться еще. К автомобилю я привык, знаю его возможности и габариты, какие-то мелочи по обслуживанию могу сделать самостоятельно, для всего остального есть дядькино СТО. Конечно, по-хорошему в машину прямо сейчас можно вкинуть пару соток – переварить левый порог, купить летнюю резину (прошедший теплый сезон я добивал «всесезонку», а к лету 2020 уже нужна новая обувка), а в идеале – и какие-нибудь красивые литые диски вместо текущей штамповки с колпаками на хомутиках. Но за год за рулем научил меня некоторому рационализму. Как говорит один мой коллега «Если на скорость это не влияет, то можно и сэкономить».
А в целом очень рационально все разложил, интересно было почитать. Мегану здоровьичка 🙂
спасибо!))
Виталя, интересный обзор, спасибо! И бричка хорошенькая)) дядиному СТО отдельный респект! ✌️
спасибо, я старался) Дяде передам;)