Как любой ребенок в семье без «видика» в 90-ых, я не был сильно избалован мультиками и «иностранными» фильмами. Но зато советские киноленты в конце прошлого столетия по ТВ крутили особенно щедро. Большинство, конечно же, мне не нравилось – мало зрелищности, медленное развитие сюжета и какие-то унылые персонажи. Но все же было несколько советских кинофильмов, которые пришлись мне по нраву. Представляю ТОП-10 таких кинолент.
Все фильмы находятся в свободном доступе – посмотреть их можно даже на Youtube, причем некоторые – на официальном канале “Мосфильма”. Там, где это было возможно, я вставил проигрыватели прямо в пост, в других случаях – добавил ссылки (некоторые фильмы посмотреть можно только напрямую на Youtube, т.к. встраивание видео запрещено правообладателем).
1) Зеленый фургон (1983 год)
Двухсерийный телевизионный фильм о работе уездной милиции в послереволюционной Одессе и её окрестностях. Бывший гимназист — юный Володя Патрикеев (Дмитрий Харатьян) становится начальником одесского уездного отделения милиции.
Вместе с младшим милиционером Грищенко (Борислав Брондуков) и народным дружинником Виктором Прокофьевичем (Александр Демьяненко) Володя борется на селе с местными самогонщиками, конокрадами, спекулянтами, а также выходит на след крупной банды. Идеалист Патрикеев, начитавшийся рассказов о Шерлоке Холмсе, сталкивается с реальностью преступного мира, и, набираясь опыта, постепенно перестает мыслить категориями «чёрное-белое».
«Зеленый фургон» рекомендуется в первую очередь молодым людям лет 16-18: того возраста, когда начинаешь считать себя умнее, сильнее и круче всех этих взрослых, которые «ни хрена не шарят в жизни». Еще посоветую посмотреть этот фильм любителям просто хороших приключенческих кинолент.
2) Игра на миллионы (1991 год)
Забавная и по-своему добрая комедия о не совсем забавном периоде позднего «совка» и грядущего СНГ – эпохе бандитизма, рэкета и «братков». Главный герой, простак-ветеринар Максимкин – в прямом и переносном смыслах маленький человек (рост актёра Сергея Габриеляна, играющего главного героя, составляет всего 165 см). Его втягивают в серию ограблений сберкасс, которые совершают в небольшом курортном городке две конкурирующих банды.
Комбинация ловкости, наивности и везения позволяют Максимкину не только обхитрить всех «братков» города, но еще и заполучить симпатичную кассиршу Люсю. «Добро не только с кулаками» – такой должен бы быть тэглайн у этого фильма, если бы в девяностых в СССР знали, что такое тэглайн.
3) Королева бензоколонки (1962)
Молодая девушка Людмила с необычной фамилией Добрыйвечер (Надежда Румянцева) не поступила в ансамбль «Балет на льду», не смогла стать диктором на телевидении и стюардессой на самолет Ту-104, но зато оказалась в гораздо более интересном месте – на провинциальной автозаправочной станции возле оживленной трассы. Начинающей заправщице суждено не только быстро освоиться на новом месте, но и значительно изменить работу бензоколонки, а также повлиять на жизни некоторых окружающих…
Фильм обладает всеми основными чертами соцреализма 60-ых: немного искусственная позитивность, похвала соцстрою, а также критика религии, «шабашников», тунеядцев и прочих асоциальных элементов. Но при этом «Королева бензоколонки» – это действительно хорошая кинолента со множеством хороших шуток и оригинальных цитат. Кроме того, фильм можно посоветовать начинающим маркетологам – здесь можно увидеть простые примеры таких понятий, как клиентоориентированность, повышение лояльности, решение проблем клиентов и т.д.
Москва, середина 1980-х годов. Вчерашний школьник Иван проваливает экзамен в институт и устраивается работать курьером в журнал «Вопросы познания». За его ироническим отношением к этой жалкой работе, к окружающим людям, к их лёгкой и безмятежной рутине, к бессмысленности их дела, проступает его острое душевное смятение.
Фильм, снятый тридцать лет назад, смотрится вполне современно даже в наше время, особенно обновленная оцифрованная версия. Классический «конфликт отцов и детей», подростковая неуверенность в себе, вопросы самоопределения, первая любовь (или то, что в восемнадцать лет называешь любовью), желание быть против всего мира – все это будет актуально и через сто лет. Однозначно фильм рекомендуется к просмотру людям всех возрастов: тем, кому переломный период еще предстоит, тем, кто сейчас как раз находится на рубеже, и тем, кто данный период преодолел с различной долей успеха.
5) Крепкий орешек (1967)
После ранения лейтенант Иван Грозных (Виталий Соломин) назначен командиром женского подразделения ПВО, в котором служит бойкая и острая на язык сержант Орешкина (Надежда Румянцева), причиняющая немало хлопот своему командиру. В результате казуса, на заградительном аэростате они попадают на территорию, занятую немцами. Грозных и Орешкину ждет немало приключений в тылу врага: герои докажут, что из многих передряг можно выйти, используя собственный ум и смекалку.
Фильм демонстрирует нормальное отношение к Великой Отечественной войне вместо истерического полу-религиозного поклонения, которое наблюдается сейчас в России (с её пафосными фантастическими фильмами вроде «28 панфиловцев» и «Сталинграда», фальшивыми ряжеными «ветеранами» на парадах, отрицанию роли союзников и присваиванию себе победы в войне, а также других малоприятных явлений). Судите сами: съёмки «Крепкого орешка» состоялись через два десятка лет после войны, в живых еще миллионы участников боевых действий и свидетелей всех ужасов (некоторые из которых наверняка были и в съёмочной группе фильма).
Однако, люди оказались в состоянии с юмором и сатирой изобразить Великую Отечественную, а также посмеяться над бывшими противниками. А все почему? Потому, что каждому было понятно – нужно двигаться дальше, работать на будущее, делать страну лучше, а не молиться на одно и то же достижение, параллельно бормоча под нос «Можем повторить!». В данном аспекте «совки» оказались гораздо адекватнее современных россиян.
6) Игла (1988)
Моро (Виктор Цой) приезжает в Алма-Ату с целью вернуть деньги, не отданные Спартаком (Александр Баширов) и останавливается у своей старой подруги Дины. Вскоре он узнаёт, что она стала наркоманкой, а её квартира превратилась в место сбыта наркотиков. По просьбе девушки Моро увозит её к Аральскому морю, где Дина начинает выздоравливать. Но после возвращения в город всё начинается сначала. Тогда Моро решает расправиться с поставщиками наркотиков. Однако за одним из поставщиков, хирургом Артуром (Пётр Мамонов), стоят влиятельные люди, которые зимней ночью подсылают к Моро убийцу.
Культовый фильм позднего «совка»: популярнейший Цой и не менее известный Мамонов в диковинном тогда жанре «триллер» да еще и под музыку группы «Кино» – «Игла» просто не могла не стать хитом. В 1988-ом году этот фильм стал одним из лидеров советского кинопроката – второе место среди отечественных кинолент (на первом месте, по понятным причинам, «Интердевочка»). Впервые «Иглу» посмотрел году в 1998 или 1999-ом. Тогда я почти ничего не понял из сюжета, но очень впечатлился саундтреком, стильными кадрами и крутостью персонажа Виктора Цоя. Сейчас этот фильм смотрится немного наивно, но, как минимум, даже прочувствовать «перестроечный» дух перемен (о котором я что-то слышал).
7) Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (1979-1986)
Серия советских телефильмов о легендарном британском сыщике и его напарнике. Говорить о сюжете не буду – вы наверняка смотрели хотя бы один-два фильма «Приключений…». А если не смотрели – все же рекомендую ознакомиться с признанной во всем мире экранизацией классических детективных рассказов Артура Конан Дойла.
Интересный факт: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» не был сериалом в классическом понимании. Первоначально планировалось выпустить только один телевизионный фильм, который внезапно стал пользоваться успехом по всему Союзу. Зрители завалили создателей письмами, в которых просили продолжения. Потому последовало еще 4 фильма. Возможно, было бы снято еще, но к выпуску пятой картины Василий Ливанов (Шерлок Холмс) уже испортил отношения с режиссером, а Рина Зелёная (миссис Хадсон) почти потеряла зрение. Потому зрители получили только 5 хороших фильмов общим хронометражем в 753 минуты.
8) Фанат/Фанат-2 (1989 и 1990 годы)
Фильмы в редком для СССР жанре «martial arts movie» (т.е. кино с боевыми искусствами), популярном на Западе в 80-ые. О сюжете говорить особо не буду – он весьма простой, на уровне большинства тех же западных боевиков. В центре фильма – молодой парень по кличке «Малыш», фанат карате. После армии он связывается с преступными группировками, участвует в боях без правил, чтобы заработать денег, а также устраивает разборки с криминальными авторитетами, защищая невиновных и отвешивая люлей виноватым. Классика!
Гораздо важнее сюжета в «Фанатах» основной посыл – о том, что даже один-единственный человек может повлиять на окружающую действительность. И пускай в реальности никакое карате не защитит от пули и бомбы в автомобиле – такие качества, как смелость, мужество, честность и самоотверженность никогда не будут лишними.
Еще примечательна в фильмах «рокировка» актёров на главных ролях: в первой части Малыша сыграл Алексей Серебряков, во второй – Олег Фомин (Серебряков отказался сниматься в сиквеле, посчитав сценарий примитивным). Оба до съемок восточными единоборствами не занимались, но для фильмов хорошо натренировались, чтобы выглядеть достаточно убедительно в кадре.
9) На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди (1992)
Да, я знаю, что СССР развалился в 1991 году, а этот фильм 1992-го. Но съемки киноленты начались в августе 1991-го, потому «На Дерибасовской хорошая погода…» можно считать как минимум частично советским (к тому же мне не хватало одного фильма до десятки).
Намечено проведение важных переговоров между президентами двух великих держав — СССР и США. Однако русская мафия, пустившая корни в Америке, ставит проведение столь важного саммита под угрозу. Тогда, временно объединившись в борьбе с преступными элементами, спецслужбы обоих государств — КГБ и ЦРУ — отправляют своих лучших агентов Федора Соколова (Дмитрий Харатьян) и Мэри Стар на Брайтон-Бич. Именно там скрывается главный мафиози.
«На Дерибасовской хорошая погода…» – это озорная шпионская комедия, пародирующая фильмы про Бонда, но со множеством метких шуток на тему «совка», перестройки, эмиграции из СССР в США, русской мафии, политических лидеров тех времен и много чего другого. Еще отдельно стоит Дмитрия Харатьяна – в этом фильме он очень хорош, да и вообще в восьмидесятых и первой половине девяностых он был на пике своей карьеры (пока не свалился в низкокачественные сериалы и дешевые телефильмы, которые моя бабушка любит смотреть по субботним вечерам).
1926 год, Одесса. Студента музыкального техникума Костю Иванова (Игорь Скляр) выгоняют из музыкального техникума из-за его увлечения – новомодного джаза. Костя решает собрать свой собственный джаз-банд, куда набирает пару бродячих музыкантов и бывшего царского офицера, игравшего на саксофоне в Преображенском полку Российской Императорской гвардии. Свежесобранная группа всеми правдами и неправдами пытается начать зарабатывать деньги, путешествуя по молодому СССР, только-только отходящему от гражданской войны. Фильм примечателен несколькими хорошими бодрыми песнями, а также намазанной гуталином Ларисой Долиной, сыгравшей кубинскую певицу.
Джаз здесь является аллюзией на своего потомка – рок, который в начале 80-ых как раз становился по настоящему популярен: расцветают такие группы, как «Машина времени», «Кино», «Пикник», «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», «Звуки Му», «Автограф», «Крематорий», «Чайф», «Черный обелиск» и многие другие. И, как и с джазом в двадцатые, «совки» активно боролись против распространения рока в начале восьмидесятых. Рок-музыкантов старались «прищемить» законами о тунеядстве и подвести под незаконное частное предпринимательство, а также просто запретить: концерты неугодных групп срывала милиция, а многие рок-ВИА, добившиеся официального признания, были расформированы. Удивительно, как вообще «Мы из джаза» был снят и выпущен – видимо, советские цензоры не умели в аналогии.
Вот такой у меня ТОП-10 советского кинематографа. А какие фильмы производства СССР нравятся вам, дорогие читатели?
АССА
Тоже неплохо)
Золотой теленок
12 стульев (оба варианта)
Кин-дза-дза
Новые амазонки (фильм так себе, но на то время это было круче, чем сегодня сериал “Саша Грей”)
О да, “Новых амазонок” помню, тогда казалось чуть-ли не жестким порно)))
Отличная подборка, Виталий,очень разная. А почему такое смещение в сторону конца СССР? Я вот очень люблю советские комедии, зачастую более глубокие,чем драмы: кин-дза-дза, обыкновенное чудо, бриллиантовая рука, свадьба в малиновке, итальянцы в россии, человек с бульвара капуцинов
Как-то из позднего совка больше всего заходило. А вот “классические всеми любимые” совесткие комедии не нравились в детстве и не нравятся особо сейчас – какая-то в них фальшь чувствуется, что-то ненастоящее.
А где же Кин-дза-дза? Как так?
не поверишь – целиком даже и не смотрел, никогда стиль этого фильма не нравится)