«Хорошо сидим!»: рассказ знакомого, который сейчас мотает срок в одной из белорусских тюрем

Мой знакомый (назовем его Виктор) уже полтора года сидит в одной из белорусских тюрем. Сидит не за грабеж, убийство или изнасилование, а за то, что в некоторых цивилизованных странах уже не является преступлением. С Виктором я веду «аналоговую» (бумажную) переписку, в которой недавно попросил его немного рассказать о тюрьме.

письма в тюрьму

По понятным причинам (всю входящую и исходящую корреспонденцию в тюрьме вычитывает цензор) он смог поведать далеко не всё. Но даже то, что прошло цензуру, будет интересно для широкого круга читателей. Ведь от тюрьмы и от сумы… Чтобы настроиться на нужный лад, предлагаю вам заглянуть в мой «Генератор Шансона» и сделать себе пару обложек музыкальных альбомов в стиле «русский шансон».

А теперь передаю слово Виктору.

Совершив или не совершив преступление, будучи задержанным по подозрению в его совершении, первым делом ты попадаешь в ИВС (изолятор временного содержания). Это начало пути. Тут тебя продержат не более трёх суток подряд. За это время прокурор должен избрать тебе меру пресечения. За эти трое суток в ИВС у тебя есть неиллюзорный шанс столкнуться с разными деклассированными элементами: от бомжей до людей с восемью судимостями. Тут нужно вести себя осторожно. Войдя в хату, сказать: «Здарова, мужики!». Вот эту фразу надо говорить при входе в любую новую хату. На ИВС важно ни с кем и никоим образом ни обсуждать шансы своего дела, своего следователя, оперов и т.д. Разговоры только на отвлеченные темы. Где положить вещи, тебе скажут. Через трое суток скажут «Username, с вещами на выход!».

image-w1280

Кадр из фильма “Тюряга” (1989).

И тут два варианта:

  1. Хороший – прокурор избирал домашний арест,
  2. Так себе – избрал содержание под стражей и тебя ждет СИЗО.

В случае с Минском – это Володарка, СИЗО-1 или тюрьма КГБ. Входишь в хату с той же фразой. Сразу покажут нары, куда вещи сложить, и начнут расспрашивать кто, откуда и т.д. Не врать ни в коем случае – все равно потом пробьют, узнают. О деле в общих чертах без подробностей.

Конечно такого как в кино не будет – полотенце под ноги тебе никто кидать не станет. Если ты – лицо, впервые попавшееся в такие места, никто не посадит тебя в хату к сиженым уркам. Все будут такие же как ты, потусовавшиеся там максимум по паре месяцев. И в этой связи тебя будут шугать рассказами про зону. 98% того, что ты услышишь про зону от первохода в тюрьме – неправда. Потом осудят и повезут на зону. Но это уже совсем другая история, подробности не для писем.

Кадр из фильма "Побег из Алькатраса" (1979).

Кадр из фильма “Побег из Алькатраса” (1979).

Несколько вопросов

1) Первое время будут ли тебя проверять хитрыми вопросами сокамерники?

Ну так, больше в качестве прикола. Есть одна история про тюрьму, но это не для письма. А так – всем не до тебя, своих проблем хватает.

2) Как делят продукты, сигареты? Все общее?

Продукты из передач, сигареты и чай – твои. Никакого «общего» в РБ нет в принципе. Ты можешь дать кому угодно что угодно, если видишь, что человек нуждается и чувствуешь возможность помочь. Но это никакое не «воровское» или там «понятия», это твое личное дело. Вот.

3) Сколько телефонных звонков тебе положено?

Мне положено 3 звонка в месяц длительностью до 15 минут. Теперь, когда у нас новый начальник отряда, я эти три звонка получают без проблем и очень рад.

4) Как еда в столовой – кормят так себе или жить можно?

Еда в столовой… Приемлемая, скажем так. Мясо, супы, каши, макароны, тушеная капуста, картошка. Я почти не ем, но это потому, что я хорошо «греюсь» и могу себе позволить кушать свое. А так – норм. Есть можно, главное – купить приправы.

5) Есть ли «как в кино» разделение на авторитетов, блатных, мужиков и т.д.?

Ну, оно-то есть, но не в таков виде. Это отдельная тема и, опять же, не для письма. Администрация не одобряет.

6) Как у вас дела со спортом: есть там качалка, турники, футбол/баскетбол?

Со спортом все в огне! Прямо по центру зоны – стадион, на нем – футбольное и мини-футбольное поля, волейбольное, турники, брусья. По кругу стадиона – беговая дорожка на 250 метров. Есть отдельная качалка с огромным количество разных тренажеров, штанг и т.д. Чтобы тебе разрешили там заниматься, ты должен положительно характеризоваться. Стадион у нас – 1 час в день, вечером.

Кадр из фильма "Побег из Шоушенка" (1994).

Кадр из фильма “Побег из Шоушенка” (1994).

Распорядок дня.

Будний день.

6:00 – Подъем, но я просыпаюсь чуть раньше, в 5:30, чтобы не спешить и не стоять в очередях (в туалет и т.д.). До 6:15 нужно успеть сделать все внутренние дела и выйти в качалку на зарядку.

6:15 – 6:25 – зарядка, потом отряды по очереди вызывают на завтрак. Наш отряд всегда идет первым.

6:50 – 7:00 – Возвращаемся на барак и до 8:00 свободное время. Кто-то идет смотреть телевизор, кто-то читать, кто-то ложится спать (хотя это запрещено, если копы запалят – можно получить нарушение). Лично я в это время пью кофе перед теликом, смотрю новости.

8:00 – 8:20 – Проверка.

8:20 – По громкой связи начинают вызывать разные отряды для вывода на «промку» (на работу или учебу). ПТУ «заряжают» примерно в 9:00, до этого времени я успеваю сделать себе второй завтрак – кашу какую заварить. Это нужно потому, что в следующий раз я смогу поесть только в 14:00, когда «снимут» ПТУ. Всю «промку» снимают в 11:00 на обед и потом загоняют назад работать до 17:00. С ПТУ ситуация другая – нас снимают в 14:00 и уже с концами, пообедали и по баракам.

14:00-17:00 – до ужина можно делать, что хочешь: телевизор, книги и т.д. Я прихожу, сразу иду мыться, потом – учиться: книги по PHP, сетям и т.д.

17:00 – Ужин и свободное время до 18:00, когда начинается вечерняя проверка.  После неё я сразу очень быстро готовлю себе ужин и собираюсь на стадион, который можно посещать с 19:05 до 20:00. В последние пару месяцев я много занимаюсь спортом, потому на стадион хожу почти каждый день. Возвращаюсь, ем и моюсь. До отбоя в 22:00 я либо иду с кем-нибудь попить чая и поговорить (из нашего барака: на другие ходить запрещено, попытаться можно, но если «отстрелят», то это сразу штрафной изолятор), либо читаю какую-нибудь художественную литературу. Вот и день прошёл.

Выходной. На выходных распорядок примерно такой же, за исключением того, что нет зарядки утром и не надо на промку. Могут отряд дернуть в клуб, прочитать какую лекцию, показать видео с пропагандой ЗОЖ.

Кадр из фильма “Воздушная тюрьма” (1997).

Кадр из фильма “Воздушная тюрьма” (1997).

Пара советов

Поверьте если не телевизору, так хоть мне: «Не верь, не бойся, не проси» – это золотое правило зоны. Мне потребовалось провести больше года тут, чтобы это понять. И лучше уже не скажешь. Альтруисту и несмелому человеку тут не выжить. Рулят лицемеры и вруны. Если ты не хочешь, чтобы это место оказало на тебя хреновое влияние, то самоизоляция – это твой выбор. За это никто не тебя не имеет права осудить. Не стремись понравиться всем вокруг. Общайся с 3-5 близкими по духу людьми, этого будет достаточно. Зеки сами превращают свою жизнь в кошмар – идиотские законы общежития, условности поведения. Вся сложность и мука отбытия наказания – это не условия жизни и работы (они нормальные и равны для всех), а звериные отношения между самими зеками.

Иногда мне кажется, что, оказавшись на свободе, я смогу спокойно выдохнуть. Можно будет перестать жить в постоянном напряжении на пределе своих умственных и физических возможностей, перестать ждать удара в спину. Но это же иллюзия! Именно на свободе начнется самое сложное: жилье, учеба, работа и деньги, деньги, деньги…. Тут-то я всем этим обеспечен.

На этом пока все. Если у вас появились какие-то вопросы или, быть может, вы хотите сами написать письмо или отправить открытку Виктору – обращайтесь ко мне.

 

 

Tagged with: , , , , , ,
Posted in Беларусь, Мнение, Персоны

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*